На протяжении долгих лет Александровский дворец в Царском Селе был недоступен посетителям: в нем располагалась засекреченная военная организация (частично она занимает помещения дворца и поныне). Сейчас в том флигеле, где находились покои последнего русского императора и его семьи, открыта экспозиция. К сожалению, из убранства «квартиры» Николая II мало что сохранилось. Мы имеем счастливую возможность показать вам фотографии начала XX века, благодаря которым можно представить, как выглядел в те времена Александровский дворец, в какой обстановке жила царская семья, справедливы ли легенды о беспредельной роскоши и сказочном богатстве тогдашних властителей России.
Александровский дворец в Царском Селе заложен в 1792 году по повелению императрицы Екатерины II. Он был царским свадебным подарком великому князю Александру Павловичу — любимому внуку Семирамиды Севера, будущему императору Александру I. Строился дворец по проекту архитектора Джакомо Кваренги (Смольный и Екатерининский институты, здание Академии наук, Эрмитажный театр). Документы свидетельствуют, что первоначально Екатерина II желала построить для внука копию Фернейского дома Вольтера, но в результате был осуществлен оригинальный проект. И очень хорошо, поскольку Кваренги удалось идеально вписать новую постройку в уже сложившийся ландшафт царскосельских парков. Вряд ли бы здесь смотрелась копия небольшого швейцарского дома Вольтера. Дворец обошелся в 286 тысяч тогдашних рублей. На строительство употреблено 6 миллионов 600 тысяч кирпичей. Некоторые предметы убранства, в частности несколько каминов, были перевезены сюда из Таврического дворца князя Потемкина, к тому времени уже покойного.
К июню 1796-го дворец был готов, но оставался неоштукатуренным вплоть до 1800 года. Но спустя несколько месяцев Екатерина Великая умерла, взошедший на престол Павел I завел свои порядки, в частности заставил великих князей служить в полках, и вообще, боясь заговоpa, жертвой которого в конце концов и стал, старался держать сыновей под присмотром. Короче говоря, Александр Павлович прожил в своем дворце совсем недолго. Став императором, он предпочитал жить в Царском Селе в Екатерининском дворце, Александровский же достался его брату, будущему императору Николаю I. На протяжении всего XIX века во дворце никто из хозяев долго не проживал. Александровский был своеобразным «дежурным» дворцом. Николай I, говорят, его любил, но из загородных резиденций предпочитал Петергоф, где построил Коттедж, ставший тихой семейной резиденцией. После смерти императора его вдова, императрица Александра, доживала свой век в Александровском, где и скончалась в 1860 году. Александр II обустроил себе покои в Екатерининском дворце Царского Села, а «дежурный» дворец достался опять-таки в качестве свадебного подарка его сыну, будущему императору Александру III, который тоже недолго здесь пожил, отдав предпочтение Гатчинскому замку. Но именно в Александровском дворце в 1868 году появился на свет великий князь Николай Александрович, ставший последним российским императором.
В его царствование Александровский дворец становится главной императорской резиденцией. Уже через несколько дней после свадьбы, скромно отмеченной в Зимнем дворце - траур по Александру III продолжался,— Николай и Александра приезжают в Царское Село и останавливаются на несколько дней в Александровском дворце. Спустя пару лет, в 1896 году, левый флигель дворца, где до того располагались покои для свиты, переоборудуется по проекту архитектора Роберта Мельцера для проживания императорской семьи. Позднее, после рождения в 1904 году цесаревича Алексея, Николай II, императрица Александра Федоровна и их дети жили в Александровском дворце постоянно, отлучаясь лишь в крымскую Ливадию, Беловежскую Пущу, финские шхеры на императорской яхте «Штандарт» и, естественно, на время официальных визитов за рубеж или же поездок по России. Отсюда же в августе 1917 года царская семья отправилась в ссылку в Тобольск.
Дворец двухэтажный (высокий бельэтаж и довольно низкий второй этаж, предназначенный для служебных помещений). По форме здание напоминает несколько вытянутую букву «П». Парадный фасад расположен со стороны петербургской дороги, он украшен колоннадой коринфского ордера, соединяющей флигели и образующей небольшой дворик. Это единственный пример подобной планировки в Петербурге, а возможно, и в мире. Дворец построен в стиле классицизма. Окрашен в желтый цвет, скромный декор выделен белым. Садовый фасад украшен по центру полуротондой с зеленым куполом, ориентированной на главную аллею Александровского парка. После 1917 года во дворце некоторое время действовал музей. Потом в правом крыле, где сохранялись покои Александра III, его супруги императрицы Марии Федоровны, а также великой княгини Марии Александровны, герцогини Эдинбургской, разместился дом отдыха сотрудников НКВД. В левом флигеле, где находились покои Николая II и его семьи, расположился детский дом имени Юных Коммунаров. В период Великой Отечественной войны дворец пострадал в меньшей степени, чем Екатерининский. Здесь располагались штаб немецкого гарнизона и гестапо, в подвалах была оборудована тюрьма. Парадный двор гитлеровцы превратили в кладбище. После войны дворец предполагалось использовать для размещения Всесоюзного музея Пушкина, но в результате здание досталось военно-морской закрытой организации. Тогда же, в первые послевоенные годы, были приведены в порядок парадные помещения дворца. Одновременно подверглось уничтожению убранство большинства комнат в личных покоях Николая II и его семьи.
В 1996 году Всемирный фонд памятников предоставил грант на реставрацию Александровского дворца. Ныне в бывших апартаментах Николая II располагается экспозиция, рассказывающая о жизни последнего российского императора и его семьи. Из исторических интерьеров до наших дней сохранились Приемная (Угловая гостиная) Александры Федоровны, Парадный (Новый) кабинет и Приемная (Столовая) Николая II.
Парадные залы Александровского дворца располагались по садовому фасаду. Три помещения — Портретный, Полуциркульный и Бильярдный залы (последний изначально назывался Малиновой гостиной) — были соединены широкими арками и, таким образом, составляли единое пространство. Стены были облицованы искусственным мрамором. Интерьеры отличались скромностью отделки, но при этом изысканной торжественностью. К Портретному примыкал Зал с горкой — уникальный для петербургских дворцов интерьер с аттракционом. Из Бильярдного зала посетитель мог пройти в дворцовую церковь или же на огибающий это угловое помещение балкон. Из Зала с горкой был проход в большую и малые библиотеки, а затем в Угловую гостиную (Приемную) императрицы Александры Федоровны. Все перечисленные помещения в основном сохраняли перво-начальную отделку, выполненную по проекту Джакомо Кваренги.
Покои последнего российского императора и членов его семьи располагались в левом флигеле дворца. Коридор, ведущий из вестибюля к Угловой гостиной, разделял покои Николая II и Александры Федоровны. Апартаменты императора располагались по правой стороне, окнами на парадный двор.
Приемная (Столовая). Стены облицованы дубовыми панелями, в углу — величественный камин, в центре зала располагался длинный стол. Здесь ожидали приема у императора министры, послы, сановники.
Рабочий (Старый) кабинет. Стены комнаты были окрашены в темно-красный цвет, в нижней части облицованы панелями и оборудованы встроенными книжными шкафами орехового дерева. В этой комнате Николай II проводил большую часть своего времени, работал с документами, принимал посетителей.
Уборная, Гардеробная, Бассейная и Камердинерская. Здесь хранилась одежда императора, в том числе значительное количество военных мундиров различных полков, коллекция портсигаров, которую царь собирал всю жизнь. В проходе между перегородкой в мавританском стиле и стеной находился турник - Николай II был отличным спортсменом. Бассейн императора вмещал 7 тысяч ведер воды.
Парадный (Новый) кабинет - самое большое помещение личных покоев царя. Эта комната была оборудована в начале XX века на месте Концертного зала. До наших дней сохранилась обшивка стен красным деревом, антресоль и ведущая на нее лестница, обшивка потолка с латунными накладками. Здесь проходили заседания Совета министров, приемы послов, делегаций, различные совещания. Антресоль соединялась с Кленовой гостиной Александры Федоровны, и императрица имела возможность тайно присутствовать в царском кабинете.
Апартаменты Александры Федоровны со стороны вестибюля начинались с Уборной и других служебных помещений (то бишь здесь же располагался ватерклозет).
Спальня. Стены, мебель, занавес были оформлены английским чинцем. В алькове располагались металлические кровати, вся стена за которыми была сплошь увешана иконами - их было более семисот. По традиции в Спальне находились витрины для драгоценностей. Здесь же хранились знаменитые пасхальные яйца работы Фаберже.
Самая знаменитая и, пожалуй, самая изысканная комната Александровского дворца – Сиреневый кабинет императрицы. Стены и мебель были обиты шелком любимого царицей сиреневого цвета. Как и большинство личных покоев царя и царицы, интерьер оформлен в стиле модерн. Столы, стулья, полки, панели были окрашены эмалью цвета слоновой кости. В стенных шкафах находилось более тысячи книг на русском и иностранных языках. Именно в Сиреневом кабинете императрица проводила большую часть своего времени, сюда подавался чай, здесь в свободное время собиралась царская семья.
В Палисандровой гостиной чаще всего накрывался обеденный стол. Зал получил свое название, поскольку стены и угловой камин здесь облицованы панелями из палисандра. Верхняя часть стен была затянута французским шелком желтого цвета.
Сверху располагался лепной фриз в виде цветочных гирлянд в стиле модерн. На полках, находившихся по периметру комнаты, были расставлены многочисленные безделушки из фарфора, стекла и бронзы. Именно в этой комнате 2 марта 1917 года генерал Корнилов объявил императрице о ее домашнем аресте.
Кленовая гостиная -самое большое помещение в апартаментах Александры Федоровны - оформленна в начале XX века в стиле модерн на месте Концертного зала. Стены были декорированы рельефом в виде стволов роз с бутонами и листвой под потолком. Великолепная резная антресоль из кленового дерева, как уже говорилось выше, сообщалась с Парадным кабинетом Николая II. Сюда царской семье подавался послеобеденный кофе, здесь императрица принимала друзей.
Угловая гостиная (Приемная). Комната в основном сохраняла первоначальное Убранство начала XIX века. Тут императрица официально принимала посетителей и устраивала домашние концерты. В Угловой гостиной находился и знаменитый гобелен «Мария-Антуанетта с детьми», подаренный президентом Франции Лубэ. Комнаты царских детей и лиц, приставленных за ними присматривать, находились на втором этаже. Скромно оформленные и обставленные, они не представляли особого художественного интереса. Сами воспитанные в английском духе, царь и царица воспитывали своих детей вполне по-спартански. Помимо спален великих княжон и цесаревича на втором этаже левого флигеля Александровского дворца располагались комнаты для занятий с учителями и Игровая, где находилось неимоверное количество всевозможных игрушек и сувениров, подаренных цесаревичу Алексею. В правом флигеле располагались жилые комнаты прежних обитателей дворца. Вплоть до 1917 года сохранялись в историческом виде Кабинет Александра III, Спальня императрицы Марии Федоровны, так называемая Оленья комната, где находилась огромная коллекция охотничьих трофеев отца Николая II. Среди комнат великой княгини Марии - дочери Александра II, ставшей супругой герцога Эдинбургского, - выделялся Голубой будуар. Интерьер был оформлен в стиле эпохи Людовика XVI. Сходные декоративные приемы использованы в оформлении Малиновой гостиной в Зимнем дворце (покои императрицы Марии Александровны, по счастью, сохранились и доступны для обозрения).
|