Четверг, 23/Янв/2025, 03:24

           Руднев

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Это интерестно [431]
Прочее [0]
Статьи о туризме [1]
Наш опрос
Твой выбор?
Всего ответов: 83
Форма входа
Афоризмы
Статистика сайта

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг сайтов
Рейтинг@Mail.ru
Web antivirus
Этот сайт защищен «Site Guard»
Кнопки
Песни под гитару
Главная » Статьи » Прочие статьи » Это интерестно

Рената Литвинова: жизнь кинобогини
Сердце бьётся, бьётся, бьётся и добьётся своего
Цитата из фильма «Весна»


Люди боятся друг друга. Человек боится сам себя. Люди сами создали себе правила, ограничения и привили себе страх. Страх переступить черту, отступить от этих правил. Извлечь на поверхность свою истинную сущность. Страх владеет большинством людей, и именно он формирует «серую массу». Страх непринятия, отчуждения, одиночества не даёт раскрыться индивидуальности. Средний путь - самый лёгкий, и, как гласит народная мудрость, большинство людей выбирает лёгкий путь!


И вот результат - сотни одинаковых авторов пишут одинаковые книги. Режиссёры снимают фильмы-близнецы. Одинаковые певцы, или, скорее, представители шоу-бизнеса, поют одинаковые песни для одинаковой публики. Юмористы... Продолжать можно долго!


Сделать что-то оригинальное? А вдруг не поймут, не оценят, не окупится? Страшно!


Но всё же существуют люди, которые не боятся. Не боятся быть оригинальными. Не боятся непринятия. И всегда остаются собой...


Впрочем, шоу-деятели массовой поп-культуры сами часто недооценивают общественный вкус. Одинаковые образы приедаются и не живут долго. А настоящий талант всегда добивается признания. Правда, иногда уже после смерти его обладателя. Но сейчас речь идёт не об этом.


Спросите у себя: сколько есть талантливых и запоминающихся актрис на постсоветском пространстве? Много? Мало? Одна? Думаю, мнения разойдутся. Но я уверена, что большинство любителей кино вспомнят это имя: РЕНАТА ЛИТВИНОВА.


К этой личности - актрисе, режиссёру, сценаристу, можно относиться по-разному. Считать её гениальной или просто не воспринимать её творчество. Считать образцом гламурной жизни или остроумной пародией на неё. Но не заметить её просто невозможно! Из всей плеяды актёров-режиссёров-сценаристов она выделяется именно своей творческой свежестью, неповторимостью и стремлением быть не похожей ни на кого. Это удаётся ей с блеском!


- Я просто хочу донести до людей истину, - говорит Рената. - А что же это за истина? Наверное, каждый видит её по-своему!

ДЕТСТВО


Рената Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве. Её путь определился ещё в раннем детстве. Мать актрисы -врач по профессии - была заядлой киношницей. И таскала с собой дочь на все сеансы! Рената росла в неполной семье. Жили бедно: у девочки было всего несколько игрушек -две куклы и юла. Но и этого было достаточно для маленькой личности, наделённой неуёмной творческой фантазией. Самым любимым занятием маленькой Ренаты было читать мамину большую медицинскую энциклопедию. Она очень любила рассматривать картинки и слушать пластинки, вложенные между страницами. Особенно ей нравились записи шизофренического бреда.


Как ни странно, первые впечатления о кино у Ренаты были связаны со скукой: - Вопросы любви меня не сильно волновали, я ещё в школу не ходила, вспоминает актриса. Однако позже кино она полюбила и настолько, что посвятила ему свою жизнь.


Наверное, ещё в детстве, среди книг и пластинок, Рената начала создавать свой собственный мир. Самый удобный и подходящий для себя и своего развития. И жила в нём, несмотря на то, что её окружает. Позже Литвинова стала воплощать его в своём творчестве. Дарить всем окружающим мир, который является частью её личности и несёт на себе её отпечаток.


Актриса вкладывает себя в творчество и делает красивым всё, к чему ни прикоснётся. Особенно в| этом можно убедиться, посмотрев фильм «Богиня: "Как я полюбила», в котором она реализовала себя одновременно как режиссёр, сценарист, актриса и сопродюсер. В фильме отражен мир людей без прикрас, во всей его полноте и нищете. Наивные монологи, забытые слова, заброшенные дома. Сумасшествия и странности. Даже грязь и нищета - всё живёт у неё по законам красоты. Сложно говорить об этом фильме, его нужно видеть...


Всю жизнь мощным источником вдохновения для ренаты были книги. «Читая Платонова, Бунина, Достоевского, получаешь удовольствие почти физическое. С родиной меня связывает русский язык, я его патриот, его воин».


В детстве любимой актрисой Ренаты была, конечно, Любовь Орлова. Любимыми фильмами -«Светлый путь» и «Весна». Девочку завораживали красивые слова, красивые сцены. Глубоко в душу запали ей слова одного из героев «Весны»: «Сердце бьётся, бьётся, бьётся и добьётся своего». И она действительно своего добилась!


Свои школьные годы Рената называет «отвратительными». Для свободной и сильной личности были слишком тесны те узкие рамки, в которые впихивает всех подряд школьное «образование» и «воспитание». В то же время эти годы стали для будущей актрисы хорошей закалкой. Она убедилась в своей силе. Научилась абстрагироваться от неприятного, оставаться собой при любых обстоятельствах. Тем не менее в школе Рената была отличницей. Просто не могла не быть лучшей!


Ещё Рената Литвинова занималась лёгкой атлетикой и ходила в музыкальную школу. Изнурительные спортивные тренировки не прошли бесследно. Она научилась преодолевать препятствия и, невзирая на усталость, добиваться намеченной цели.


Если Рената садится за работу, то не позволяет себе ни на что отвлекаться. Даже на еду. У неё есть даже своеобразный рекорд: на написание одного из сценариев она потратила 22 часа, не сходя с места.

НАЧАЛО ДОЛГОГО ПУТИ


В те времена поступить во ВГИК было практически нереально. Но всё же Литвиновой это удалось с первого раза. Наверное, потому, что она чётко знала, куда и зачем идёт. Это был её путь! Она угадала его безошибочно и поэтому не могла не остаться без помощи свыше. Рената поступила на сценарно-киноведческий факультет по специальности «сценарист».


До поступления будущая актриса успела поработать моделью - рекламировала драгоценности и колготки. Но позже без сожаления оставила это занятие, а всё своё время посвятила учёбе и творчеству.


Мама новоиспечённой студентки даже не поверила сразу, что дочь поступила. Она, как и все остальные, считала поступление нереальным. Но несмотря на это, бескорыстно вымыла два подъезда, чтобы задобрить высшие силы. И, судя по всему, ей это удалось.


В институте Ренату считали «пишущей ненормально». Но переубедить её было невозможно.


«Я была полностью уверена в их неправоте. Я говорила: «Как вы не понимаете, это же красиво, это же просто гениально!» - Литвинова находила силы противостоять непониманию и отчуждению. Оставалась собой. Не хотела быть «как все»...


Девушка представляла себя рыбой в стакане. Она смотрела на всех сквозь толщу воды, и ей было хорошо в своём мире, своём стакане...


Рената умела убеждать. Когда ей возвращали исчёрканные красными чернилами работы, она брала свой текст и сама проговаривала каждую фразу. И то, что казалось стилистическими ошибками, вдруг превращалось в достоинства. Тройки переправлялись на пятёрки.


По ночам она писала сценарии, поэтому часто просыпала первые пары.


Защита диплома для Ренаты была достаточно сложной. Сценарий «Принципиальный и жалостливый взгляд» назначил; преподаватель. Её собственный вариант - сценарий «Нелюбовь» - не хотели утверждать. Она писала ночью один вариант, другой, третий, а его всё не утверждали. Пришлось сдаться и пойти на компромисс. Она отвезла дипломный сценарий главному рецензенту. Но та посчитала, что он достоин только средней, оценки.


Сценарий Ренаты на экзамене был сначала ужасно раскритикован. Кто-то даже спросил, умеет ли она говорить по-русски. Но вдруг встал сценарист Евгений Григорьев и говорит: «А я считаю, что это гениально». За ним поднялись другие знаменитые сценаристы - Ежов («Белое солнце пустыни»), Мережко. Стали говорить, что всё прекрасно и гениально. И ей пocтaвили пять. Хотя вполне могли «влепить» и тройку. Но Литвинова считает, что оценки не оказали на ее жизнь совершенно никакого влияния...


Потом Рената попала на стажировку к Сергею Соловьёву в объединение, «Круг». Место стажировки она выбрала сама. Дипломный сценарий был опубликован в журнале «Киносценарии». Тогда этот журнал читали все.


Сценарий прочитал режиссёр Рубинчик и захотел поставить. Но ему не разрешили. Тогда Рената я две недели написала для него другой «Нелюбовь» - про девушку, которая разрывается между пожилым мужчиной и молодым любовником. Литвинова использовала название своего несостоявшегося дипломного сценария. Фильм был снят, однако широкой публики его не показали. «Просто у фильмов, как и у людей, бывают счастливые и несчастливые судьбы», -считает актриса. У этого была несчастливая...


Кстати, именно в журнале «Киносценарии» впервые познакомилась с творчеством Литвиновой режиссёр Кира Муратова.

ВСТРЕЧА С КИРОЙ МУРАТОВОЙ


Наверное, жизнь Ренаты можно разделить на две части: до и после встречи с Кирой Муратовой. Кира открыла её как личность, как сценариста и как актрису. Она стала для Ренаты подругой, наставницей и путеводителем. Именно благодаря Муратовой Литвинову увидели все.


Их первая встреча произошла на фестивале в Риге. Но после они не виделись почти год. Хотя им суждено было встретиться снова.


В этот день произошёл знаковый эпизод. Рената ночевала у мамы, и возле неё всё время крутилась беременная трёхцветная кошка. Уставшая актриса не уделила должного внимания животному и легла спать. А проснулась оттого, что у неё на голове шевелится что-то мокрое. Это кошка родила котят прямо ей на голову. «Кошка сделала мне удивительную примету, - вспоминает актриса. - Если трёхцветная кошка родила на платье, значит придётся выступать в концертных платьях, а если на голову... Значит у меня что-то с головой».


В этот день позвонила Кира Муратова и вызвала Литвинову на пробы. И Рената поехала на съемки в Одессу, где Кира снимала фильм «Увлечения».


Рената тогда не чувствовала в себе актёрских талантов. Более того, свое лицо считала нефотогеничным. Но отказать самой Кире - это было невозможно!


Литвинова не подошла на роль, но Муратова не хотела с ней расставаться. Держала её в санатории и не позволяла уехать. Хотела что-то придумать для неё. В конце концов, на главную роль утвердили - Светлану Календу. Но Кира Муратова решила снимать и Литвинову тоже. Что-то не клеилось, но тут Рената сама спасла положение. Она сказала: «Зачем я буду произносить эти тексты, я же сама сценарист, давайте я напишу свои». Пошла и написала. Монологи Ренаты Кира утвердила сразу. Так в фильме появилась странная подруга главной героини с «подводно-надводным именем Лилия».


На репетициях не обходилось без трений. «Кира поначалу строгая была, -вспоминает Рената. - Но отснятый материал ей очень понравился... Она профессионал, достаёт из тебя такое, о чём ты сама не подозреваешь».


Фильм «Увлечения» вышел на экраны в 1994 году. Это был актёрский дебют Ренаты Литвиновой.


С «Увлечениями» актриса впервые оказывается на Международном кинофестивале в Берлине (а в 2002 году её пригласят туда в состав основного жюри). Потом «Увлечения» получили «Нику» за лучший фильм года и режиссуру.


В 1996 году Муратова пригласила Литвинову писать триллер-новеллы для своего следующего проекта; одна из них, «Офелия», стала центральным эпизодом в киноальманахе «Три истории». Литвинова также исполнила в нём главную роль.


До знакомства с Кирой Муратовой Рената была только сценаристом, благодаря Кире она стала актрисой, потом режиссёром...

НЕТ СМЕРТИ ДЛЯ МЕНЯ


Позже режиссер Валерий Тодоровский прочитал повесть Ренаты «Обладать и принадлежать», где рассказывается о жизни двух девушек, одна из которых глухая. И захотел снять по ней фильм. Кинокартина «Страна глухих» становится одним из центральных событий российского киногода и получает «Золотого Овна».


Летом 2000-го Рената играет в мини-сериале Александра Митты «Граница, таёжный роман», за который получает Госпремию России.


Пожалуй, после выхода этого сериала к Литвиновой пришла народная слада Рената сыграла гарнизонного медработника. Эта роль, по признанию Митты, не писалась специально под Литвинову. Пробовались несколько актрис...


Многие думают, что Литвинова играет в картинах саму себя. Соловьев на это усмехается:


- Рената сильная и таинственная женщина. И этой тайной она не намерена ни с кем делиться. И уж тем более играть себя в чужих фильмах. Рената использует своеобразие собственной личности. Очень расчетливо, очень умно, очень дозировано и в каждой картине по-разному.


В 2000-м году вышел на экраны режиссёрский дебют Литвиновой - документальный фильм «Нет смерти для меня». Идея его родилась случайно. Рената снимала квартиру в доме, где жила актриса Лидия Смирнова. Именно Смирнова вдохновила Литвинову снять фильм о пожилых актрисах тоталитарного кино. Исполнить задуманное помог Ренате известный документалист Виталий Манский. У него была своя студия, и он позволил Литвиновой снимать то, что она хочет и как она хочет. В киноленте о жизни, любви и творчестве великих актрис снялись пять звёзд: Нона Мордюкова, Лидия Смирнова, Та тьяна Окуневская, Татьяна Самойло ва и Вера Васильева.


Реакция на «Нет смерти для меня» была неоднозначной. Рената столкнулась с осуждением и непониманием. Многие братья-кинематографисты считали, что фильм получился слишком откровенным. 'Обнажил то, что нельзя обнажать.


Сама же Литвинова была своей работой довольна. Но позже призналась, что поняла одну вещь: мифы разрушать всё же не стоит. Не нужно бить хрупкие стаканы человеческих иллюзий. Ибо потом кроме осколков внутри в человеке может ничего не остаться...


Съемки этого фильма позволили Литвиновой ближе познакомиться с Ноной Мордюковой. Нона Викторовна оказала огромное влияние на Ренату, покорила ее своим талантом, своей силой, мощью. По мнению Ренаты, потенциал Мордюковой не реализован даже на 20 процентов. Роли, которые она играла, не смогли полностью раскрыть талант актрисы. Позже Рената написала специально для Ноны Мордюковой роль в своём фильме «Богиня: Как я полюбила". Но, к сожалению, актриса заболела и не смогла сниматься. Роль отдали Светлане Светличной...


Когда Рената работала над фильмом, в её квартире завелась крыса. Актриса пожаловалась своей гримерше, но та её успокоила, сказав: «Вы что? Это такая хорошая примета! Вот увидите, с вами сейчас начнёт случаться самое хорошее».


Очень скоро Рената встретила мужа и родила дочь Ульяну.


Рождение дочери Рената считает самым счастливым днём в своей жизни. Это событие изменило её мировосприятие.


Именно после появления ребёнка Рената узнала, что такое настоящее счастье и настоящая любовь. «Глазами ребёнка на нас смотрит Бог, добрым и любящим взглядом, говорит Рената. Дети, существа божественные».


Через несколько месяцев после рождения дочери Литвинова начала сниматься в фильме, поставленном по её сценарию: «Небо, самолёт, девушка». Это фильм о любви и смерти. О любви как зависимости, боязни потерять любимого человека. «Любовь в кино - самое магическое и притягательное, говорит Рената, а смерть? Её как бы и нет!» Правда, многие считают этот фильм воспеванием образа эгоистки.


Картина имела успех. Трудно поверить, но во время съёмок его создателям казалось, что из материала ничего не выйдет. Сама же Рената считает, что о таком думать нельзя никогда. Каждый проект для неё - часть жизни, и поэтому не имеет права не состояться. Поэтому она никогда не делает много проектов одновременно. «Плёнка впитывает кровь - плёнка обожает питаться кровью. И как же проект может не получиться, если кровь моя-уходит в плёнку. Такой закон: сколько отдала, столько получила».


Рената верит в Судьбу и существование своих небесных ангелов, которые вдохновляют, направляют и оберегают её. Еще она покупает старые лампы («я их просто люблю») и уверяет, что видит вещие сны про людей («зачем мне эти файлы присылают?»).

ЗВЕЗДА НАШЕГО ПЕРИОДА


В июле 2003 года Рената Литвинова как режисер и сопродюсер начинает снимать фильм «Богиня: Как я полюбила» по собственному сценарию. Она же исполняет в нём главную роль.


Ее героиня — человеческое существо, неспособное на любовь и сочувствие. Она влачит унылое и бессмысленное существование. Но небо сжалилось над ней и послало ей любовь.


Рената считает, что любовь на земле не может быть вечной и совершенной. Земные условия её ранят. Чтобы сохранить любовь нетронутой, нужно покинуть землю. Полюбив, героиня Ренаты Фаина растворяется в зеркале - уходит в другой мир для того, чтобы никогда не вернуться обратно. Ей просто незачем возвращаться.


Литвинова считает, что главная проблема людей заключается в отсутствии любви. Хотя любовь обычно приносит только боль. Но если ты любиш то у тебя есть сердце внутри и, значит, ты человек.


В фильме «Богиня...» странные люди говорят странные, сложные и одновременно простые фразы («Я их люблю в начале и сразу, а они меня только корда пьяные», «Я звезда вашего периода» - отчаянный вопль карикатурного потустороннего персонажа из другого мира). Все эти Фразы Рената собирала в течение своей жизни...


Фильм снимали с небывалым вдохновением. Однажды в лесу над съёмочной группой возникло две радуги! Во время съёмок Ренате встречались интересные людини она давала им эпизоды, тексты.


Песню, для фильма -«Любовь, как случайная смерть» написала Земфира. Это дало толчек к последующему союзу двух личностей. Рената сняла для Земфиры Рамазановой несколько клипов. Их дружба породила множество слухов и дала богатую пищу для желтой прессы. Удел таких сильних и талантливых личностей -никогда не останавливаться, несмотря на препятствия идти вперёд.


Далее была работа над клипами Земфиры. Главная роль в фильме Балабанова «Мне не больно». Это -творчество, которое необходимо ей как дыхание...


В 2006 году состоялся скандальный развод с мужем, он пытался отсудить у неё Ульяну, но ребёнка оставили с матерью.


В 2007 году увидела свет книга Ренаты «Обладать и принадлежать»; в сборник вошли ее сценарии, которые сама автор предпочитает называть новеллами.


Недавно, на юбилейном фестивале российского кино «Окно в Европу» Рената Литвинова представила свой новый кинопроект «Зеленый театр в Земфире». По ее мнению, этот фильм-концерт является очень отважным экспериментом и документацией выдающегося музыкального произведения, которое останется в истории.


Сам фильм, как обещала Р.Литвинова, выйдет поздней осенью.

***


Она полна идей и творческих планов. Её путь неоднозначней. Но это её путь, она выбрала его безошибочно.
Категория: Это интерестно | Добавил: Бирев (08/Июн/2012)
Просмотров: 1663 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Адская белочка
Музыка
Видео
Погода
Друзья сайта
  • Детский сад общеразвивающего вида №5
  • Соц. закладки
    Реклама
    Официальный сайт мкр.Руднев. Используя материалы сайта гиперссылка на www.rudnev.3dn.ru обязательна