Хорошо красивым... Им и то, и это. Не учитывается лишь одно -во что, собственно, это красота обходится. И не только в деньгах. Цена зачастую — здоровье, в особо клинических случаях — жизнь. И это на протяжении веков...
Так, в Древнем Египте модно было выставлять на показ красивую форму черепа, и египтянки подвергали голову жестокой депиляции. Те же, у кого форма черепа была не очень красивой, тоже, за компанию, удаляли волосы и носили парики из шерсти и льна. Удовольствие, прямо скажем... 50 градусов жары и шерстяная шапка искусственных волос!
А вот у римлянок волосы сами выпадали, поскольку они старательно выжигали их красителями, мечтая стать блондинками. И в этом случае парики уже не дань моде, а вынужденная необходимость. Еще бы! После недель, проведенных на солнце со смесью козьего масла и буковой золы на голове! Кроме того, типичным заболеванием среди античных модниц было хроническое отравление свинцом, так как белила, которые они наносили на лицо, содержали это ядовитое вещество. Наряду с белокурыми и рыжими волосами, а также выразительными глазами, подчеркнуто доходившей до виска черной подводкой, в чести были небольшая грудь и узкие бедра. Особой стройности форм добивались при помощи бинтования, поскольку корсетов в ту пору еще не изобрели.
С Древней Грецией все ясно (спасибо чудом сохранившейся статуе Венеры Милосской!): идеальный рост — 164 см, окружность груди — 91 см, талии — 69 см, бедер — 93 см. Плюс ровный "греческий" нос, невысокий лоб и большие широко расположенные глаза, округлые брови. Для особо придирчивых — расстояние между глазами не менее величины одного глаза, а рот — в полтора раза больше глаза.
Не повезло средневековой даме. Ее тело с детства затягивалось тугой шнуровкой корсета, вследствие чего с возрастом фигура становилась как у подростка, переболевшего рахитом. Идеалом стала худая, почти изможденная, но явно праведная дама — бледная, с огромными глазами, крошечным ртом, удлиненным лицом, тонкими руками и ногами и выпуклым животом, который историки считают традиционным для порядочной замужней женщины символом вечной беременности. Для того чтобы увеличить зрачки, что было почему-то весьма привлекательным, в глаза закапывали сок ядовитого растения Белладонны, содержащего атропин. Отсюда и загадочное название растения, что в переводе с итальянского означает "красивая женщина". Поскольку белокурые волосы оставались в предпочтении, а красителями, как и косметикой, негоже средневековой набожной деве было пользоваться, волосы обесцвечивали, высиживая часами под палящим солнцем. Такие продолжительные сеансы часто заканчивались солнечными ударами, но девы не отступали. Более того, в Испании в 15 веке, когда женское платье напоминало глухой панцирь, и дурным тоном считалось выставлять напоказ не только голую шею, но даже кончики туфель из-под юбки, девочкам привязывали к груди специальные пластины, чтоб грудь не развивалась. В эту целомудренную эпоху неприлично было иметь развитые женские формы.
Итальянское Возрождение снисходительно к человеческому телу и позволяет естественные пропорции. Даже больше: "Телосложение женщины должно быть большое и прочное, плечи широкими, ноги длинными, предплечья мускулистыми..". Высокие, выбритые лбы — обязательный атрибут красоты того времени. Дама подвергалась болезненной процедуре эпиляции: на волосы у корней накладывалась едкая смесь из аурипигмента и негашеной извести. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, призванные воспрепятствовать росту волос, — кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты или золу, предварительно вымоченную в уксусе. Волосы у красавицы должны быть неприменно светлые, белокурые или рыжие, их мыли смесью золы, яичных белков и мыла, затем заплетали в косы, подкладывая подушечки из конского волоса, после чего украшали золотыми нитями или нитками жемчуга, а сверху накидывали полупрозрачные вуали. Дамам рекомендовалось для обретения густой шевелюры натирать голову порошком, содержащим истолченные крылышки пчел и шпанской мухи, орехи и пепел от сожженных ежовых иголок. Модно быть толстой. Объедайся сколько душе угодно, чем больше наберешь веса — тем лучше. Цветущая здоровьем, пышная женщина должна воплощать идею изобилия, плодородия и материнства. Художники тех времен с вожделенной тщательностью и видимым упоением прорисовывают пухлые слоноподобные женские тела с пышными бедрами и буграми целюлита.
Галантный 18 век вновь обрекает женщину на множество испытаний, делая ее облик причудливым до карикатурности. Появляются высокие тонкие каблуки и громоздкие прически, часто в несколько раз превышающие размер головы. Прически имели невообразимо сложный характер. В волосы вплетались громадные пучки перьев, фрукты, небольшие безделушки и даже статуэтки. Поскольку "сооружали" их долго и не расплетали несколько дней, спать самоотверженной мученице приходилось подложив, под шею специальный валик.
В начале 19 века восхищение вызывали девушки худые и бледные, можно даже сказать изможденные, с меланхоличным выражением лица и нездоровым румянцем. Косметика считалась недостойной приличной девушки, поэтому бледности добивались приемом уксуса внутрь, а румянца — чрезмерным употреблением сладости и клубники, что вызывало аллергические красные пятна на щеках. Именно в то время появились первые справочники по диетам, так как полнота не приветствовалось. Кроме того, в этот период в моду вошли легкие тонкие одежды, которые носили, невзирая на погодные условия, и женщины, выжившие после уксуса, рисковали умереть от переохлаждения.
Современная мода тоже гуманностью не отличается. В отличие от предыдущих эпох, сегодня у нее на службе целые полки диетологов, косметологов, визажистов и пластических хирургов, которые, хищно засучив рукава, имплантируют силикон, откачивают жиры, срезают морщины и разбивают молотками носы, чтобы вылепить новые...
|