Кульминационным моментом любых археологических раскопок является мгновение, когда найденные в толще земли предметы, пролежавшие не одно тысячелетие, извлекаются на свет божий. Оно и понятно: к этим кувшинам, зеркалам, кинжалам прикасались руки наших далеких предков. Какими они были, о чем думали, чему радовались и отчего грустили?
Точных ответов на эти вопросы не даст никто. Специалисты могут делать лишь предположения и выдвигать гипотезы, опираясь, правда, на конкретные детали и факты. Вот и стараются археологи найти и раскопать как можно больше предметов, которые в дальнейшем и позволят приподнять завесу над скрытой под землей тайной.
О найденных в окрестностях села Парби, что недалеко от Аштарака, курганах, нам рассказал обнаруживший их руководитель экспедиции Акоп Симонян, который любезно пригласил нас поприсутствовать при раскопках. И вот мы наблюдаем за работой членов археологической экспедиции, которые милиметр за милиметром, очень аккуратно и осторожно, мягкой щеточкой счищают землю слой за слоем.
Тут очень важно ничего не повредить, и только после того, как все зафиксировано: готов эскиз и сделаны фотографии, рабочие с большой нежностью вынимают все это из ямы и укладывают в ящики. Все предметы будут исследованы уже в рабочих кабинетах. А затем сданы в музей.
Акоп Симонян, кандидат исторических наук, доцент искусствоведения, директор научно-исследовательского центра историко-культурного наследия Министерства культуры Республики Армения, проводит для нас экскурсию по изучаемой местности, по ходу рассказывая о своих находках:
- Возраст этих курганов насчитывает до 4,5 тысяч лет (25-20 века до нашей эры). Это вторая половина третьего тысячелетия до нашей эры. А данную местность местные жители назвают Верин и Неркин навер – что по древнеармянскому толкованию означает Верхнее и Нижнее кладбище.
Здесь были похоронены самые достойные люди – цари, князья. Мы знаем, что по обычаям индоевропейцев тело покойного сжигалось. При жизни оно считалось святым, а после смерти – жилищем девов (злых духов, - арм.), поэтому его не могли предать святой земле без сожжения. Огонь прогонял злых духов и только после этого кости хоронили.
Захоронения произведены по всем канонам ариев. Это подтверждает и то, что покойников сжигали, а тела их слуг и наложниц, захороненных вместе с хозяевами, предварительно предавали на съедение хищникам для ощищения костей, и только после этого хоронили в святой земле. Это являлось одним из принципиальных моментов в церемонии похорон ариев. Исследования костей животных и птиц исследовали немецкие специалисты. В Германии были проводеныи радиокарбонные анализы для определения возраста захоронений.
Другим важным аспектом доказательства того, что это были именно арии – наличие в могилах скелетов лошадей. Особенно обрадовало нас изображение колесниц на крупных сосудах – это действительно сенсация. Ведь именно на лошадях индоевропейцы покоряли огромные территории.
Священным животным считалась и корова, ее тоже освящали во время церемонии похорон. В больших каменных кругах диаметром около 30 м проводились такие церемонии, в том числе и сожжение покойников. Над ними находились покрытые шкурами перекрытия.
Всего площадь курганного поля на сегодня составляет 6 га. Это то, что сохранилось после мелиорации земель, когда часть курганов была уничтожена. Нами исследовано четыре кургана.
Мы присутствуем на раскопках четвертого кургана. Здесь нашли зеркало из отполированной бронзы, девять кувшинов разных размеров, кости жертвенных животных, украшения: бусы из стекла, сердолика, фаянса, сурьмы и золота, а также кинжал из бронзы.
Находящаяся в яме реставратор Елена Атоянц наносит на бронзовое зеркало специальный консервант, иначе при извлечении зеркало может пострадать. Архитектор Ованнес Санамян измеряет размеры ямы - ее глубина 1,2 м, и чертит эскиз.
И тут начинается поистине священнодейство: рабочие с необычайной осторожностью извлекают из ямы кувшины изумительно тонкой работы. «Изделия высокого качества», - говорит А.Симонян. А рабочий Артак Гаспарян просеивает всю вынутую из ямы землю и время от времени радостно восклицает «нашел!», после чего ко всеобщему удовольствию приносит очередную бусинку или украшение из ракушки.
|