Иногда ученые придумывают совершенно удивительные темы для своих исследований. И добиваются ошеломляющих результатов!
Бык на пульте
В 1963 году биолог из Йельского университета Хосе Дельгадо решил доказать, что живыми существами можно управлять дистанционно. Для этого в мозг подопытных животных имплантировался чип. При помощи пульта дистанционного управления можно было стимулировать электричеством различные зоны мозга — вызывать аппетит, ярость и т.п. Эффектный результат своей работы Дельгадо продемонстрировал на своей родине — в Испании. Во время очередного боя быков ученый бесстрашно вышел на арену. На него несся разъяренный бык, но, к потрясению публики, огромное животное вдруг резко затормозило и остановились в полуметре от Дельгадо — после того как он нажал соответствующую кнопку на пульте. Восторг публики был велик, но ученый мир встретил исследования Дельгадо прохладно — этак недалеко и до управления человеком, что может вызвать самые страшные последствия... Поэтому исследования ученого были прекращены, но в последнее время все чаще идут разговоры о продолжателях дела Дельгадо...
Добровольные убийцы
Достаточно жестокий, но показательный эксперимент провел американский ученый Стенли Милграм в 1963 году. Милграм собрал группу людей и сообщил им, что они участвуют в эксперименте, целью которого является определение того, насколько наказание подействует на процесс обучения. Участники должны были давать задание одному испытуемому, и в случае его неправильного ответа бить его электрическим током. При этом особо оговаривалось, что на страдания испытуемого не следует обращать внимания. Но при этом Милграм не мог допустить, чтобы люди пострадали в его эксперименте, поэтому роль испытуемого выполнял профессиональный актер, мастерски изображавший шок и боль. Но остальные участники об этом не знали...
Зато они знали, что после каждого неправильного ответа сила электрического заряда должна была увеличиваться на 15 вольт.
Эксперимент начался. Актер специально давал неправильные ответы, и довольно скоро разряд увеличился до 120 вольт. «Муки» актера были очень натуральными, он кричал, просил выпустить его, но добровольцы продолжали выполнять задание.
Естественно, Милграма абсолютно не интересовало, как наказание действует на процесс обучения. Суть эксперимента была совсем в другом — он хотел узнать, как долго люди будут продолжать нажимать на кнопку, посылающую электрический разряд, прежде чем откажутся от дальнейшего участия в эксперименте.
К его удивлению, несмотря на то, что добровольцы отчетливо слышали неистовые вопли ученика, две трети из них продолжали жать на кнопку до последнего, когда разряд достигал 450 вольт, к тому моменту ученик уже молчал и, очевидно, был мертв.
Милграм позже сказал:«На основе моих наблюдений над тысячей человек, принявших участие в этом эксперименте, и той информации, которую я получил, у меня сложилось мнение, что если бы в Соединенных Штатах построили лагеря смерти, как это было в нацистской Германии, то вы бы без труда нашли подходящий персонал для работы в этих лагерях в любом среднем американском городе».
Научное сообщество было потрясено этим исследованием. Ученые пытались найти ошибки, которые мог допустить Милграм.
Чарльз Шеридан и Ричард Кинг высказали предположение — испытуемые попросту понимали, что крики жертвы не были настоящими, и поэтому шли до конца. Чтобы проверить свое предположение, они решили повторить эксперимент, но вместо актера использовали настоящую жертву — маленького щенка.
Шеридан и Кинг дали задание студентам-добровольцам — научить щенка различать мерцающий и непрерывный свет. Он должен был отходить либо вправо, либо влево, в зависимости отсвета. Если животное вставало не в том месте, то испытуемые нажимали на кнопку, посылающую электрический разряд. Как и в эксперименте Милграма, с каждым неправильным ответом напряжение тока увеличивалось на 15 вольт.
По мере увеличения напряжения щенок начал лаять, а затем выть от боли. Добровольцы ужасались, но продолжали нажимать на кнопку. Когда муки щенка стали непереносимыми, шестеро студентов-мужчин > отказались от участия в эксперименте. А все тринадцать женщин подчинялись условиям эксперимента до самого конца...
Воспитание обезьяны
Все мы слышали о «синдроме Маугли» у детей, воспитанных животными. Все они отличались впоследствии низким интеллектом, звериными повадками и очень трудно было привести их обратно в человеческий вид. Изучение синдрома Маугли подвигло американского психолога Уинтропа Келлога на смелый эксперимент — что будет, если все сделать наоборот и воспитать животное как человека?
Незадолго до этого жена ученого родила сына Дональда, и когда мальчику исполнилось 10 месяцев, то он принес «в подарок» супруге семимесячного детеныша шимпанзе по имени Гуа. Дональд и Гуа начали расти и воспитываться вместе — без какой бы то ни было разницы. Малышей одинаково кормили, разговаривали с ними, играли, купали.
Интересно, что Гуа развивался гораздо быстрее — он раньше начал совершать сложные движения, реагировал на раздражители быстрее Дональда. Но разговаривать Гуа так и не научился. Более того, обеспокоенные родители вдруг заметили, что Дональд, который вначале неплохо начал говорить, вдруг как будто потерял дар речи и подражал звукам, издаваемым Гуа.
Исследователи были несколько обескуражены таким результатом, после чего родительский инстинкт победил в них дух исследователей. Эксперимент было решено прекратить, и Гуа отправился обратно в центр приматов...
Полезный сон
Оказывается, эксперименты по обучению во сне начались еще в далеком 1942 году. Американский профессор Лоуренс Лешан однажды собрал вместе нескольких подростков, страдающих неприятной привычкой — грызть ногти. В течение ряда месяцев, по вечерам, когда мальчики засыпали, исследователь стоял над ними и громко повторял одну и ту же фразу: «Мои ногти ужасно горькие на вкус. Мои ногти ужасно горькие на вкус».
Интересно, что сначала Лешан использовал для своих целей фонограф, который воспроизводил эту фразу по 300 раз за ночь, но когда тот сломался, ученый героически решил всю ночь произносить эту команду самостоятельно.
Результаты оказались обнадеживающими — 40 % детей, подвергшихся внушению во сне, перестали грызть ногти. С тех пор обучение во сне перестало быть фантастикой и стало реальностью.
Мужчины и женщины
Забавный эксперимент провел в 1978 году американский психолог Рассел Кларк. Он попросил своих студентов, посещающих его занятия по социальной психологии, отправиться в университетский кампус. Участники эксперимента должны были подходить к представителям противоположного пола с неожиданным предложением: «Я видел(а)тебя в кампусе. Ты мне нравишься. Ты бы хотел(а) переспать со мной сегодня?».
Целью исследования было выяснение — представители какого пола более склонны принять такое предложение от незнакомого человека.
Результаты оказались предсказуемыми. Семьдесят пять процентов мужчин тут же согласись провести ночь с незнакомкой, но ни одна женщина не ответила положительно.
Психологическое сообщество подвергло критике это исследование, но затем этот эксперимент получил признание как наиболее показательная демонстрация различий в отношении к сексу между мужчинами и женщинами и вошел во все учебники по психологии.
|