Столетия назад первые переселенцы, прибывавшие из европейской части России в Сибирь, сталкивались с пугающими рассказами, легендами и преданиями коренных народов о таинственных и загадочных существах, наделенных необычными, почти сверхъестественными способностями.
Поклонения чудовищам
Коренные жители верховий Тобола и Ишима поклонялись и наделяли божественными свойствами некоего Чапсана — существа с руками и ногами, как у человека, плавниками и жабрами, как у рыбы, и головой рыси. Согласно поверьям аборигенов, это существо-дух жило по берегам рек в кронах высоких вековых кедров, а на охоту уходило в бурные речные воды. Жители северных районов Сибири обожествляли белого медведя с шестью лапами и огромными клыками-бивнями. Специально для этого существа ненцы и ханты оставляли часть своей добычи на заснеженных участках тундры, где, по их представлениям, находились места лежбищ шестилапых медведей. Камчадалы поклонялись богине-нерпе, способной, по их рассказам, не только плавать, но и довольно быстро передвигаться по земле, а также летать...
Одной из самых загадочных и одновременно малоизученных легенд, касающихся существования неизвестных доселе науке существ, является легенда о горном дьяволе, известная с незапамятных времен у народов, населявших территорию современного Алтая. Еще в 1890 году известный исследователь Сибири Н. Ядринцев в своих заметках упоминал о странном ритуале, когда алтайцы, проживавшие в районах селений Усть-Кан, Кош-Агач и Улаган, изготавливали из медвежьих шкур чучела некоего «весьма отвратительного на вид» существа и помещали их во дворах собственных домов, на стойбищах и летних стоянках. Это существо на юго-западе Горного Алтая именовалось как Кагыт, в высокогорных южных районах — Каргыт, на востоке — на границе с Тувой — Кагыльтит. Во всех случаях, идентифицируя эти названия с тюркскими языковыми корнями, существо в переводе на русский язык именуется как «Дьявол в медвежьей шкуре — дух гор».
По воспоминаниям Н. Ядринцева, горный дьявол ассоциировался в сознании алтайцев с существом, повелевавшим стихией гор. А учитывая то, что для коренных жителей этой заповедной страны горы находились в центре их мировосприятия, «Дьявол в медвежьей шкуре — дух гор» занимал одно из главных мест в мифологическом пантеоне алтайцев.
Невеста для дьявола
Алтайцы наделяли горного дьявола целым набором мистических способностей. Так, было принято считать, что это существо способно уберечь домашних животных от нападения хищников — волков, медведей, рысей и снежных барсов. Именно поэтому стилизованные чучела горного дьявола часто устанавливались в местах пастбищ и содержания скота. Горный дьявол также отпугивал духов болезней и смерти. Сохранились свидетельства того, как шкура чучела этого существа, находившегося в одном помещении с тяжело больным человеком, из бурой становилась пепельной, и после этого человек, отягощенный недугом, начинал быстро идти на поправку.
Алтайские шаманы перед отправкой мужчин селения на охоту нередко устраивали кровавый ритуал жертвоприношения горному дьяволу. Нередко во время этого ритуала совершались акты членовредительства — у специально отобранных людей отсекались пальцы, уши, на теле делались многочисленные надрезы, вызывавшие обильные кровотечения. Соплеменники, подвергшиеся подобной экзекуции, считались в селении почти святыми, им поклонялись, подносили дары, а после смерти им устраивали пышные похороны, сравнимые с похоронами шаманов или старейшин.
Ленинградский ученый-этнограф Дмитрий Загодский, изучавший в 20-е годы прошлого века быт алтайцев, упоминал в своих путевых записках о встречах с подобными покалеченными людьми, «вид и увечья которых вызывали содрогание у членов научной экспедиции». Тот же Д. Загодский упоминал о еще одном весьма «негуманном» ритуале — выборе невесты горного дьявола. Один раз в год, перед началом сезона сбора кедровых орехов, в селении выбиралась молодая девушка, которую запирали в яме и начинали усиленно откармливать до появления первого снега. За два-три месяца , почти беспрерывного кормления калорийной пищей, в которую входили медвежье и барсучье сало, орехи, дикий мед, козье молоко, девушка успевала набрать в весе несколько десятков килограммов. На рассвете первого снежного дня «невесту» обмазывали настоем из горных трав, меда и молока, укутывали в медвежьи шкуры, плотно обвязывали веревками, вывозили высоко в горы, в известное одному лишь шаману место, где и оставляли. Что дальше происходило с несчастной невестой, оставалось тайной, однако среди местных жителей считалось, что через год она родит от горного дьявола потомство, которое будет оберегать именно их селение.
Целительные отходы
Описания горного дьявола хотя и отличаются в мелких деталях у жителей разных районов Алтая, однако удивительным образом сходятся в главном. Согласно преданиям и легендам, это существо, покрытое густой шерстью, способной менять свою окраску, в размерах вдвое меньше обычного бурого медведя, имеет овечью голову, длинный хвост, как у снежного барса, руки и ноги, близкие к человеческим. Проживает горный дьявол в высокогорных пещерах, недоступных человеку. Именно там он дает потомство, способное уже через неделю жить самостоятельной жизнью. Считается, что горный дьявол живет более 100-150 лет и питается животной пищей. Остатки жизнедеятельности горного дьявола, которые иногда находят алтайцы на склонах, в отрогах и пещерах и приписывают именно этому существу, представляют собой плотную желтоватую массу, весьма схожую с янтарем. У алтайцев считается большой удачей наткнуться на это вещество, которое, по поверьям, обладает почти чудесной целительной силой.
Несмотря на частое упоминание в сказаниях, преданиях и легендах местных народов этого почти мифологического существа, тело мертвого горного дьявола, его останки никому не удалось до сегодняшнего дня обнаружить. Алтайцы это обстоятельство объясняют тем, что после смерти кожа, мясо, кости и внутренности его, а по-научному — материальная субстанция, немедленно превращаются в бестелесный шар (эфирное тело), который до конца мира витает над районом его прижизненного обитания, незримо оберегая людей и свое потомство...
Пропавшая девочка
В селении Бельтир до сих пор старики рассказывают историю о том, как в начале пятидесятых годов XX века у одного из жителей ушла со двора и потерялась пятилетняя дочь. Двое суток в страшную пургу и трескучий мороз все обитатели поселка искали девочку. И когда уже не осталось надежды найти беглянку в такую непогоду, отец девочки обнаружил дочь безмятежно спавшей в собственном доме. Когда же живая и невредимая малышка проснулась, то рассказала, как в тайге ее — замерзающую и почти занесенную снегом — подобрал рогатый медведь с хвостом. Со слов девочки, он принес ее в какую-то пещеру, «накормил очень вкусными лепешками и дал поиграть камушками». За игрой девочка уснула, после чего очнулась уже в своем жилище. По рассказам дочери родители сделали вывод, что девочка гостила у странного существа не более нескольких часов, в то время как с момента ее пропажи до окончания поисков прошло трое суток...
В наши дни учеными-этнографами и краеведами подсчитано, что, как следует из традиционных сказаний и легенд сибирских народов, на огромной территории Зауралья (площадью в десять миллионов квадратных километров) предположительно обитает более двух десятков существ, которых невозможно отнести ни к одному из открытых сегодня либо существовавших ранее видов животных. О большинстве из них известно из устного народного творчества. О других же мы узнаем из рассказов живых свидетелей и участников подобных необычных встреч — охотников, геологов, рыбаков и представителей других профессий, чья деятельность так или иначе связана с общением с природой. Возможно, что горный дьявол как раз и является одним из тех немногих таинственных существ, сумевших сохранить свое существование в тайне от алчных до даров природы людей.
|