Никто точно не знает, где и когда женщины впервые стали носить обувь на высоком каблуке. Но то, что каблук оставил заметный след в истории - несомненно!
Зачем нужна такая обувь?
Интересно - а зачем вообще женщины носят обувь на высоком каблуке? Многие историки моды считают, что истоки пристрастия слабого пола к высоким каблукам следует искать еще в каменном веке. Мол, уже тогда мужчины предпочитали выбирать себе в спутницы жизни наиболее длинноногих представительниц гомо сапиенс. Объяснялось это самым обычным прагматизмом: женщина не должна была во время загона животных отставать от мужчины-охотника!.. И только тысячелетия спустя этот прагматизм закрепился в виде привычной нам сейчас эстетической нормы: красивая женщина - длинноногая. С давних пор желание женщины стать красивой было равнозначно желанию встать на каблуки. Кроме того, при ходьбе на высоких каблуках приходится постоянно балансировать, что приводит к покачиванию бедер из стороны в сторону. Такая походка сводит с ума не только поклонников высокой моды, но и рядовых ценителей женской красоты. И еще – чем выше каблук, тем короче шаги, что придает походке больше женственности.
Но у кого впервые появилась идея высокого каблука?
От театрального реквизита до чопин
Как уже сказано выше, никто точно не знает, где и когда женщины впервые «подружились» с каблуками. Но некоторые предположения на эту тему мы все-таки сделать можем. Первое упоминание об обуви на «подставке» - прообразе современной платформы и высокого каблука - можно отыскать в Древней Греции, где подобная обувь использовалась актерами театра для зрительного увеличения роста. Использование платформы было также распространено в Китае и Японии, где ношение подобной обуви заменило собой практику бинтования ног у женщин, которое останавливало рост их стоп. Уменьшение размеров стопы лишало представительниц слабого пола быстрого уверенного шага, поэтому они не могли далеко уйти без посторонней помощи, что препятствовало, как считали тогда, падению нравов. Платформа, благодаря отсутствию пластичности и созданию больших неудобств при ходьбе, столь же успешно затрудняла походку. Позднее, в XV-XVI веках, обувь на каблуке заняла достойное положение, созвучное с общими культурными тенденциями: для Ренессанса вообще характерно подчеркнутое стремление вверх, символизирующее собой возвышение человека над действительностью (отсюда и стремящаяся вверх готическая архитектура того времени). В этот период большое распространение получили туфли - чопины, которые представляли собой подобие сандалий на платформе, выполненной из дерева или пробки. Высота каблуков таких '•сандалий» была умопомрачительной - от 14 до 60 сантиметров. Остается только удивляться, как благородные дамы могли сохранять равновесие на подобных ходулях. Хотя, конечно, такая мода играла на руку их спутникам, у которых был шанс в буквальном смысле ни на шаг не отпускать от себя подругу. Приверженность к "самовозвышению» дала повод путешественнику Джону Эвелину охарактеризовать женщин той поры в своем дневнике как дам «наполовину из плоти, наполовину из дерева». Хотя ради справедливости стоит заметить, что столь экстравагантная мода коснулась не только женщин; мужчины также охотно приобретали для себя чопины, хотя высота их платформ была значительно меньше.
Весь мир воспринял эту моду как некое подобие циркового представления, однако уже в конце XVI - начале XVII века женщины Испании, Франции и Швеции гордо вышагивали в точно таких же сандалиях! В XVII веке, в эпоху барокко, из таких сандалий и родился образ современного каблука. Однако на первых порах это все же была платформа с вырезом под сводом стопы в виде арки. Стремление к обилию декорационных материалов в одежде привело к истончению подошвы и к усилению акцента на декоративной функции каблука, который тогда и приобрел привычную для нас форму.
Изобретательная Екатерина Медичи
Так кого же следует считать создателем современного женского каблука? Супругу герцога Орлеанского (впоследствии короля Франции Генриха II) - обворожительную Екатерину Медичи. Как-то она обратила внимание на обувь своего мужа. Герцог имел несколько пар туфель с достаточно заметными каблуками – получившийся паз между каблуком и подошвой был сделан для стремени. Это делало туфли на каблуках великолепной обувью для верховых прогулок. Поразмыслив, низкорослая Екатерина, испытывавшая рядом со статным мужем некоторый комплекс неполноценности, приказала в 1533 году знакомому башмачнику сделать ей туфельки, похожие на кавалерийскую обувь мужа. Но поизящнее и с более высоким каблуком. Однако тогда эта новинка женской моды осталась практически незамеченной.
Юбки сделались короче
Все изменилось только в конце XVII - начале XVIII века, когда юбки дам стали гораздо короче. Теперь дамы могли прилюдно покрасоваться своей обувью, не боясь обвинения в безнравственности. Грубые башмаки на толстых низких каблуках сразу же сменились изящными легкими туфельками из бархата, шелка и парчи. И, разумеется, эти туфельки были на высоких каблуках -вот когда настало время вспомнить об изобретении герцогини Орлеанской!
В 1680 году в моду вошли туфли на таком высоком и тонком каблуке, что дамы могли ходить на них, только опираясь на трость. Кавалеры не захотели отставать от слабого пола, и мода на каблуки стала повальной. Теперь императоры вынуждены были издавать специальные указы, регламентировавшие высоту каблуков по сословиям. Естественно, самые высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей.
Страсть аристократии к «окаблучиванию» подхлестнуло еще одно немаловажное обстоятельство. Легендарная фаворитка французского короля Людовика XV маркиза де Помпадур, будучи, как и герцогиня Медичи, женщиной отнюдь не высокого роста, испытывала к высоким каблукам самые теплые чувства. А чего хочет женщина, того, как известно, хочет Бог. Тем более, если эта женщина - фаворитка повелителя третьей части Европы!..
Русский штык и мода
Французская революция 1789 года лишила дам высоких каблуков почти на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эпохи напоминают балетные тапочки. Европу охватила идея упрощения образа жизни. Врачи, философы, высоколобые интеллектуалы выступили против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках и, как ни странно, одержали победу. На парижских улицах появились дамы с короткой стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту такая мода не приглянулась, и в дамский гардероб вернулись и «талия в корсете», и громоздкие кринолины. А вот каблуки остались в изгнании. И пребывали там вплоть до того момента, как в 1814 году русская армия вошла в Париж, тем самым положив начало не только реставрации власти Бурбонов, но и возвращению высокого дамского каблука. Ведь, несмотря на наполеоновские войны, Франция продолжала оставаться законодательницей мод! Так, благодаря победоносным русским штыкам, с 1814 года высокий каблук окончательно и бесповоротно вошел в женский арсенал.
Недописанная история
Конечно, разбираясь в истории каблука, нельзя не упомянуть о совсем недавнем изобретении, которое тем не менее произвело переворот в представлении об эстетических свойствах обуви. Речь идет о каблуке-шпильке. Появился он в 50-х годах XX века во Франции. Истосковавшейся по красоте послевоенной Европе туфли на шпильке пришлись как никогда кстати. И очень скоро практически все звезды кино щеголяли в них, подавая пример остальным женщинам планеты. Сейчас, так же, как и много лет назад, женщины носят каблуки, чтобы зрительно удлинить ноги, подчеркнуть свое изящество. История моды на каблуки еще не дописана, она еще ждет своих восторженных поклонников.
|