Около 1340 года на горе, где ныне расположена Свято-Успенская Почаевская Лавра (город Почаев Тернопольской области), в образовавшейся природной пещере поселились два благочестивых инока. Однажды один из подвижников удостоился Божественного откровения. После молитвы он вздумал взойти на гору. Вдруг он увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Изумленный старец тотчас позвал своего товарища - инока.
Это чудо видел также Иоанн Босой с отроками, пасшими стадо под горою. Он поспешно пришел на гору и увидел там двух иноков, прославлявших Божию Матерь за явление и благодеяния.
Богоматерь на поверхности камня, на котором стояла, оставила след правой Своей стопы, наполненный прозрачною водою. С этого времени Почаевская гора сделалась селением Божественной славы, а след стопы Богоматери - неоскудевающим чудесным источником, в котором и поныне находится вода - никогда не уменьшается она и никогда не переливается...
СВЕТ ОТ ЛИКА БОГОМАТЕРИ
В 1559 году через эти места проезжал из Константинополя митрополит Неофит. Посетив имение помещицы Анны Гойской недалеко от Почаева, он подарил ей бывшую с ним икону Богородицы.
Небольшая по размеру икона написана масляными красками в строговизантийском стиле, на про стой липовой доске, которая, чтобы не гнулась, подбита снизу двумя дубовыми перекладинами. Икона первоначально была покрыта тонкой серебряной пластиной, украшенной наподобие ризы. Но от ветхости риза потерлась, так что местами на ней недоставало целых кусков, впоследствии она была заменена новою ризою, сделанною из мелких жемчужин.
На списках с Почаевской иконы часто изображается святая стопа Божией Матери.
Довольно один раз взглянуть на эту икону, чтобы понять, что это была домашняя икона, принадлежавшая благочестивому семейству, в котором предки или члены его носили имена святых, окружающих лик Богоматери. Но замечательно то, что во всех надписаниях, сохранившихся на той иконе, письмо и язык славянские: «Образ Почаевский писан рукою русскою».
Долго находилась икона в доме Гойской, потом она перевезла ее в свое имение, бывшее недалеко от Почаевской горы. Служанки в этом доме не раз видели икону Богоматери в сиянии, каждый раз они об этом говорили госпоже, но та не верила им. Богоматерь и во сне являлась Гойской, но она не особо верила снам. Наконец, Анна Гойская увидела не во сне, а наяву Богоматерь в сиянии! С тех пор она стала более почитать святую икону, подаренную митрополитом Неофитом, и приказала, чтобы пред нею постоянно горела лампада.
Через некоторое время от иконы начали совершаться чудеса.
Убедиться в чудотворной силе иконы хозяйка имения смогла очень скоро. Она посоветовала своему брату Филиппу Казенскому, от рождения слепому, обратиться к Богоматери и усердно молить Ее об исцелении. Филипп послушался доброго совета сестры, стал усердно молиться и... вскоре прозрел! Анна Гойская, обрадованная этим чудом, призвала иноков, священников и множество народа...
В 1597 году чудотворная икона Богоматери была с торжеством перенесена на Почаевскую гору и отдана на вечное хранение инокам, жившим в пещере.
На скале горы выстроили церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Гойская дала инокам на содержание вотчины с угодьями и лесами; церковь снабдила всем нужным и украсила. Икону Богоматери поставили в церкви как светильник, освещающий мир пресветлыми лучами своей благодати чудес.
БЕДЫ И НАКАЗАНИЕ СВЯТОТАТЦЕВ
В 1607 году число иноков в обители Успения Пресвятой Богородицы увеличилось... Но бедствия наполнили тогда Волынь: татары опустошили все города и веси, людей или убивали, или уводили в плен. Но проходили мимо Почаевского монастыря...
По смерти Анны Гойской, ее имение и Почаевская гора достались Андрею Ферелею, кастеляну Вольскому. Он, как лютеранин, не жаловал Почаевский монастырь и живших в нем иноков, притеснял их: отнял земли, пожертвованные Гойской, запретил даже давать воду, которую иноки брали в Почаев (вследствие недостатка воды в монастырском колодце), не допускал богомольцев на поклонение образу Богоматери и хулил Ее святую и чудотворную икону.
Наконец, желая уничтожить Почаевскую обитель, Ферелей решил отнять у иноков образ, думая, что, лишась его, православные монахи покинут эти места. 19-го июля 1623 года каштелян послал своего слугу Григория с воинами разграбить Почаевскую обитель. Григорий неожиданно ворвавшись в соборную церковь, похитил не только икону Богоматери, но и все церковные драгоценности: сосуды, священные одежды, золото, серебро, жемчуга и все серебряные изображения, принесенные Богоматери исцеленными людьми. Все это Григорий принес Андрею Ферелею. Последний не удовольствовался этим, и хотел надругаться над святынею. Призвал свою жену, надел на нее священные одежды, дал в руки святой потир, и она при множестве гостей решилась хулить Богоматерь и Ее святую икону. Всемощная Царица Небесная наказала за это безумную. Ею тотчас овладел злой дух и стал жестоко мучить. Страшное наказание продолжалось до тех пор, пока икону не возвратили в Почаевский монастырь; но утварь и церковные сокровища остались в руках святотатца...
По возвращении в монастырь иконы Богоматери ежедневно стало совершаться множество чудес.
ИСЦЕЛЕНИЕ СТРАЖДУЩИХ
В 1664 году сын Жабоприцкого Симеон от тяжкой болезни лишился левого глаза: его покрыло бельмо. Родители, сильно опечаленные болезнью сына, прослышав о чудесах иконы Почаевской Богоматери, привезли его в монастырь, упросили игумена омыть больной глаз водою из стопы Богоматери... Когда воротились домой, к своей радости увидели, что бельмо сошло с глаза сына.
Через несколько лет тот же мальчик Симеон лежал при смерти. С ночи до полудня его бабка так молилась пред иконою Почаевской Богоматери: «Пречистая Дева в образе Почаевском, сего моего внука посвящаю Тебе, только яви благодать свою на нем; призри на слезы родителей его и соделай его живым и здоровым». А в полдень дитя протянуло ручку и начало говорить со своей матерью, прося у нее есть и пить. С тех пор он стал здоров.
19 октября 1664 года получил исцеление слуга православной помещицы Почаевской Давид Гайдук. Несколько лет он страдал от сильной головной боли, что ничего не мог видеть. Благочестивая помещица, сжалившись над несчастным, послала в Почаевский монастырь другого слугу с просьбою к игумену Ефрему Шацкому, чтобы тот помолился за больного пред иконою Богоматери и дал ему святой воды от Ее стопы. Едва все было исполнено, как болезнь Давида Гайдука тотчас прекратилась.
А в декабре того же года совершилось еще одно чудо исцеления. При иконе Почаевской Богоматери некто Василий из Ялович получил исцеление от тяжкой болезни, превратившей все его тело в столп, так что он ничего не видел и не мог двинуть ни одним членом.
В 1665 году силою Богоматери было совершено замечательное воскрешение внезапно умершего Василия Шкарпитки из села Пельчи, из-под Дубна. Он заснул под вечер в субботу и к ужину уже не поднялся. Жена горько оплакивала Василия, собрались соседи и, утешая несчастную, посоветовали ей помолиться Божией Матери, явившейся на горе Почаевской. «Она не оставит и тебя, и твоих детей сиротами», -говорили они.
Умершего омыли, одели и на другой день уже пригласили священника для погребения, как вдруг он встал и начал просить пить и есть. Он рассказал следующее: «Когда я уснул, меня взяли два какие-то юноши и повели на высокую гору, до палат сияющих, и я уже с радостию готов был войти в оныя, как вдруг из них вышли два старца и велели мне воротиться назад. Тогда те же юноши привели меня, и показавши мне на горе величественную церковь, чтобы я пошел в нее и помолился, толкнули меня в ров - и вот я и встал, как меня видите».
В Лаврских записях 1665 года читаем следующие исцеления на горе Почаевской:
«Некто Кондрат из села Бубнова получил исцеление от тяжких смертельных струпьев на теле.
Панна Екатерина Брудбеловская из села Романова из-под Олыки - от необыкновенной болезни, в которой, как ей казалось, все ее кости крушились.
В 1666 году получили исцеление по молитвам пред чудотворною иконою Зиновий Иващук - от сильного кровотечения, а также Стефан Ледуховский - от болезни, образовавшейся на левом глазу, вследствие чего мог его лишиться».
НАБЕГИ МАГОМЕТАН
В 1674 году, незадолго до нападения татар на Почаевскую обитель, чудотворная икона, как гласит Лаврское предание, «плакала в продолжение четырех седмиц, и тогда множество больных, слепых, хромых и бесноватых получали исцеление».
В том же году случилось замечательное избавление почаевского инока из татарского плена заступничеством Богоматери.
Долго работал в татарской неволе этот инок, и все был смиренным. Но во время работы он припоминал церковное пение и службу в Почаевской обители и сильно горевал, что не мог его слышать. В праздник Успения Богоматери он говорил себе: «Теперь в Почаевском монастыре от I разных стран собираются люди воздать поклонение Богоматери, и никто не лишён этой благодати, а я, ; грешный, хотя и из обители, в узах, далек и чужд от этого светлого праздника. Увы мне, окаянному! За грехи мои тяжкие узы тяготят ноги мои, но сердцем припадаю к Тебе, Мати Божия! разреши узы мои, чтобы я предстал образу Твоему и вместе с другими воздал Тебе славу». После молитвы инок как бы забылся, и вдруг он себя увидал на Почаевской горе у врат обители, в руках у него были узы, в которых он был закован. С радостью вошел он в храм, со слезами пал пред святою иконою и возблагодарил Богоматерь за свое чудесное спасение.
В 1675 году во время войны поляков с турками, последние осадили Почаевский монастырь и подступили к его вратам. Миряне, бывшие в монастыре, отбивали приступ огнестрельным оружием так успешно, что турки, разбив уже ворота, не могли войти в них.
Ночью Игумен Иосиф, зная злобу турок и беззащитность монастыря, обратился за помощью к Единственной Защитнице - Богоматери. А при восходе солнца он увидел, что турки готовятся к новому приступу; тогда игумен всех, даже мирян, побудил к молитве, и все со слезами обратились к Богоматери с усердной молитвой. «Помилуй нас, Мати Божия Покажи над нами, недостойными, древние милости Твои; Ты заступница рода христианского, не дай погибнуть служащим Тебе». И молитва их была услышана Пресвятою Богородицею. Когда запели акафист, над храмом явилось чудное видение: блистая ярче солнца - Богоматерь держала над Почаевом Свой омофор, как бы покрывая обитель. Преподобный Иов был рядом с Божией Матерью и молил Ее о за щите обители. Турки, увидев многочисленное небесное воинство, стали пускать стрелы в Царицу Небесную и ангелов. Но стрелы возвращались и поражали стрелявших... Турецкое войско в ужасе смешалось, они начали спрашивать у бывших у них в плену христиан: «Откуда эта Госпожа и множество вооруженных воинов, предстоящих и служащих Ей? Мы знаем, что в монастыре немного народа». «Здесь стоит чудотворная икона Богоматери, -отвечали пленники, - и вот силы деются о Ней».
Турки трепетали от страха, потом обезумевшие воины начали убивать друг друга, а оставшиеся в живых обратились в бегство. Ободренные чудесной помощью, защитники монастыря захватили много пленных (некоторые из них приняли святое крещение и навсегда остались в Лавре). В память о чудесном избавлении обители было установлено ежегодное празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери.
«ПО ВЕРЕ И СПАСЕНИЕ!»
Из последующих чудес в Почаевской лавре записаны следующие: «В 1704 году в Успеньев день по случаю сильной жары многие столпились около монастырского колодца, желая пить. Вдруг один из мужчин упал в колодец. Об этом тотчас донесли игумену, который, жалея о погибшем, велел достать его. Но сверх ожидания этого человека нашли живым и не плавающим по воде, а держащимся за колодезную веревку почти в самой средине колодца. Когда его спросили, как это случилось, он отвечал: «Когда я полетел в колодец, то обратился с молитвой к Богоматери и в это время схватился за веревку».
Чудеса от иконы, которых бесчисленное множество, не прекращались и тогда, когда Почаевским монастырем владели униаты (1721-1831 годы).
СЛУЧАЙ С ГРАФОМ ПОТОЦКИМ
В середине XVIII столетия жил в своем имении близ Люблина родовитый и богатый вельможа, граф Николай Потоцкий. Был он еще и старостой Каневским (должность подобна губернаторской) и воеводой Бельзским. Происходил из католической семьи, но предки его, подобно предкам других древних фамилий на западе Руси, были православными. Что же касается характера его, то Николай Потоцкий воплощал собой худшие черты потомственной польской аристократии. Был он горд без меры, упрям, жесток до неистовства. Мог в сердцах не только побить, но и убить кого угодно, а за евреями, говорят, охотился с собаками, как за дичью.
Проезжал он однажды в коляске неподалеку от Поча-ева. Что-то случилось на дороге, лошади рванулись в сторону, опрокинув коляску, выбросив и, вероятно, еще и крепко ушибив Потоцкого и его кучера, а потом вместе с перевернутой коляской ускакали прочь. Не такой человек был граф, чтобы откладывать свой гнев до выяснения обстоятельств или отягощать себя мыслью о последствиях; с бранью выхватил он пистолет из-за пояса, и тотчас понял кучер, что настала последняя минута в его жизни. Только и успел он, повернувшись в сторону виднеющегося на горе монастыря, воскликнуть: «Мати Божия, чудовная в иконе Почаевской, спаси меня...» Щелкнул курок... - осечка. Потоцкий прицеливается еще раз -осечка. Встряхивает пистолет, нажимает на курок в третий раз - опять осечка.
Можно представить себе, как взбешенный Потоцкий ошарашено смотрит на свой пистолет, который еще ни разу не подводил его, как переводит свой взгляд на кучера полумертвого от страха А несчастный кучер с огоньком надежды в глазах еще смотрит на виднеющийся вдали силуэт монастыря... Рука более сильная, чем у вельможного пана, сохранила жизнь человеку, и это вдруг доходит до Потоцкого. Ослепившая его пелена гнева спадает с глаз. Что это за «чудовная икона Почаевская», к которой взывал кучер? Он хочет видеть ее немедленно! Вскоре возвращают ему лошадей, и Потоцкий, изменив свой путь, едет прямо в Почаев, входит в храм, видит, наконец, ту икону, вглядывается в нее... и со слезами покаянной молитвы опускается на колени перед чудотворным образом Царицы Небесной... Было это в 1759 году.
И СТАР И МАЛ...
В 1828 году восьмилетний Виктор Гаевский, сын священника села Китайгороды Подольской губернии, заболел неизвестной болезнью, от которой на груди у него внутри образовался нарыв, особенно опасный потому, что на него не действовали никакие лекарства. Больной мальчик все более чахнул. В это время, отправляясь в Почаев, к Гаевским заехала Евдокия Соболевская и, узнав о безнадежном положении своего племянника, попросила родителей отпустить его с нею на поклонение Богоматери.
Родители долго не соглашались, считая невозможным для больного мальца дальнее путешествие. Наконец, они решили поручить свое дитя Царице Небесной. И едва они сказали сыну, что он поедет с теткой в Почаев, как нарыв вдруг лопнул и больной почувствовал облегчение. После этого, хотя мальчик и истекал кровью от открывшейся раны, родители не решились изменить данному обету и тотчас собрали его в дорогу. И Виктор возвратился к родителям совершенно здоровый.
vПосле этого в 1843 году мать исцеленного Э.Гаевская со своим сыном приехала на Почаевскую гору и здесь возблагодарила за исцеление Царицу Небесную, просила вписать это чудо в книгу чудес Почаевской Лавры, что и было исполнено по ее желанию.
В 1832 году произошло чудесное исцеление солдатки Екатерины из города Острога Волынской губернии. Страдала она полтора года невыносимою болью в ноге. Потому и дала обет отправиться в Почаевскую обитель, с твердой надеждой получить исцеление. Она подошла к Дунаю и, увидев плавающий в зелени святой храм, обратилась с усердной молитвой к Царице Небесной. И болезнь тотчас ее оставила, пришла она в Лавру совершенно здоровая, прославляя Богоматерь.
9 сентября 1852 года воинский начальник города Сувалок, состоявший по кавалерии полковником, Сергий Кушновский писал следующее преосвященному Арсению: «Позвольте принести особе Вашей благодарность за благословение Ваше, привезенное из Почаевского монастыря, действие которого оказалось следующее: 7 лет тому, как левым глазом я не мог различать предметов ни вблизи, ни вдали; словом на глазу была тьма: и как доктора решительно объявили, что глазу помочь не могут,, то зная, что вера твоя спасет тя, начал примачивать святою водою глаз, и через несколько дней начал различать предметы ясно, за что принося благодарность Создателю, смело скажу, что этим я обязан Вашему Высокопреосвященству». Вода была взята действительно из «стопы Богородицы» и отдана господину Кушновскому.
В 1856 году Анна Грепачевская, родом из Подольской губернии, в своем письме к соборному старцу иеромонаху Серапиону писала, что в сентябре заступничеством Богоматери Почаевской чудесно была спасена от страшного недуга любимейшая ее дочь отроковица Александра.
«Когда земные врачи, -писала Грепачевская, - объявили, что нет никакой надежды на выздоровление, то больное дитя молвило: «Мама, я вижу Божию Матерь!» На вопрос «Где и как она видит это?» больная указала рукою в сторону Почаевской обители и сказала: «Вот возле окошка, и как будто на горе и в облаках, и на руках держит Спасителя». Девочка выздоровела.
В 1859 году император Александр II, посетивший монастырь, пожертвовал ему новый иконостас для соборного Успенского храма. В третьем ярусе иконостаса в звездообразном серебря-| ном киоте над царскими вратами и поныне находится чудотворная икона Божией Матери. Каждое утро после полунощницы при пении тропаря «Непроходимая Врата» ее медленно опускают вниз на особых лентах и устанавливают на уровне человеческого роста для поклонения верующих. Опускается икона и по субботам, после соборного пения акафиста Пресвятой Богородице, а также по воскресным и праздничным дням, после поздней литургии.
Первые монахи жили в пещерах, со временем построили деревянную церковь. Теперь Лавра - это 16 храмов, монастырские кельи и дома для 250 монахов. Уклад их жизни не меняется сотни лет и течет по давно установленным правилам. Духовный подвиг монахов превратил Лавру в одну из крупнейших святынь Украины.
|